Затирка бетонных поверхностей

     Процесс устройства бетонной стяжки состоит из нескольких этапов. Финишным этапом является затирка с помощью специальных затирочных машин. Бетонные поверхности после затирки приобретают особые эксплуатационные и декоративные свойства, благодаря которым они способны выдерживать существенные истирающие и ударные нагрузки.

 

     Зачем нужна затирка

 

     Во время затвердения бетонного пола более крупные и тяжелые фракции песка и щебня стремятся опуститься вниз, а более мелкие частицы и цементное молоко поднимаются на поверхность. Вместо высохшей влаги образуются пустоты и неровности, из-за которых поверхность приобретает малопривлекательный внешний вид.

 

     В верхнем слое бетона, кроме внешних раковин, образуются еще и микропустоты, которые существенно снижают прочность сцепления частиц наполнителя между собой. В процессе эксплуатации бетонного пола это приводит к отслоению верхних пластов и, как следствие, к образованию достаточно глубоких выбоин. Для устранения таких выбоин понадобятся дорогостоящие ремонтные работы, которые зачастую не обеспечивают полного восстановления прочности и однородности покрытия.

 

     Затирка бетонной поверхности позволяет нивелировать эти недостатки, хотя и является довольно сложной технологической операцией, требующей высокой квалификации работников. Благодаря затирке происходит дополнительное принудительное уплотнение верхних слоев бетона. Это положительно сказывается на износостойкости и прочности покрытия. Очень часто при проведении данной операции используют дополнительные упрочняющие компоненты – специальные затирочные смеси, которые называются топпингами.

 

Основные этапы затирочных работ

 

     Выделяют два основных этапа:

  • грубая затирка;
  • финишная затирка.

 

     Грубую затирку выполняют спустя 3-7 часов после заливки бетонной смеси. Бетон за это время должен затвердеть до такой степени, чтобы на нем оставались следы от человеческих ног не глубже 3-4 мм. На этом этапе выполняют два прохода затирочной машиной. Эти проходы должны быть взаимоперпендикулярными.

 

     К финишной затирке приступают через 10-15 часов после завершения грубой обработки. О готовности бетонного покрытия к этой процедуре можно узнать, приложив к нему руку. Если рука останется чистой, самое время начинать финишную затирку. После ее завершения бетонный пол приобретает идеально гладкую поверхность с зеркальным блеском.

 

    Используемое оборудование

 

     Для проведения затирки бетонных поверхностей используют:

  • роторные дисковые затирочные машины с бензиновым или электрическим приводом;
  • лопастные роторные машины, которые в народе называют «вертолетами»;
  • автоматизированные или ручные машины для распределения упрочняющих смесей;
  • кромочные машины для обработки участков возле стен, колонн и т. п.

 

     Затирочные машины могут быть однороторными и двухроторными. Они различаются положением оператора во время проведения работ. Однороторным вертолетом управляет оператор с помощью длинной ручки. При этом сам оператор перемещается на ногах. Однороторный вертолет весит 35-70 кг, поэтому довольно портативен и может использоваться для обработки любых бетонных поверхностей.

 

     Двухроторная затирочная машина похожа на небольшой автомобиль и весит достаточно много. На таком вертолете оператор уже сидит, а управляет им с помощью кнопок и руля. Двухроторные машины используются для обработки больших площадей. Они исключают контакт человека с обрабатываемой поверхностью. К числу основных недостатков можно отнести плохую маневренность и высокую стоимость.

 

     Для затирки углов, дверных проемов и прочих труднодоступных мест используют кромочные или пристеночные машины. В большинстве случаев они имеют ограниченный диаметр рабочего инструмента и работают с помощью небольших электродвигателей, поэтому расходуют мало электроэнергии. Среди затирочных машин отечественного производства наибольшей популярностью пользуются Калибр, СОМ, ТСС, МИСОМ, а из зарубежных аналогов — Grost, Neuson, ADA, Imer, Wacker, Zitrek.

 

     Существует несколько классов затирочных машин, различие между которыми заключается в диаметре используемого инструмента. От диаметра зависит производительность оборудования и его маневренность. Универсальным диаметром считается 900 мм.
 

     На фигурных площадках и в небольших помещениях используются диски диаметром не больше 600 мм. На этапе финишной затирки диски заменяют лопастями, которые представляют собой обычную пластину, усиленную ребром жесткости. Иногда лопасти называют затирочными ножами, поскольку в процессе работы они срезают выступающие части стяжки, доводя поверхность пола до идеально ровного и гладкого состояния.
 

     При выборе оборудования для затирочных работ необходимо, прежде всего, ориентироваться на площадь обрабатываемой поверхности, на наличие дверных проемов, колонн и т. п. Для больших площадей лучше использовать двухроторную машину, которая позволяет охватывать достаточно большой участок за счет одновременной работы двух дисков. Если же помещение небольшое и в нем имеются углы, колонны и различные изгибы, тогда следует выбирать оборудование с небольшим диаметром рабочего инструмента.
 

    Затирка бетона вертолетом: технология и материалы


     Прежде чем приступать к затирке бетонной поверхности, необходимо устроить технологическую паузу, чтобы бетон смог обрести первоначальную прочность. Продолжительность этой паузы зависит от уровня влажности и температуры в месте выполнения работ и может составлять от 4 до 20 часов. За это время происходит схватывание бетонной смеси до такой степени, что на поверхности остается отпечаток следа человека глубиной не более трех миллиметров. Это и является сигналом начала грубой затирки бетона.

 

     Грубая затирка

 

     Для грубой затирки используют машины с затирочными дисками. Данную процедуру выполняют в два прохода. При втором проходе машина должна передвигаться в направлении, перпендикулярном по отношению к направлению первого прохода. Участки пола, которые упираются в стены, колонны и дверные проемы следует обрабатывать в первую очередь, поскольку бетон на таких участках твердеет намного быстрее.
 

     Вращение затирочного диска способствует перемешиванию верхнего слоя уложенной бетонной смеси. При этом бетон уплотняется. Его тяжелые и крупные фракции (щебень) оседают вниз, а наверх поднимаются более легкие (цементное молоко и песок). Чтобы получить достаточное количество цементного молока, следует осуществить несколько проходов затирочной машиной. Количество проходов зависит от толщины залитого слоя бетона и его качества.
 

     После получения достаточного количества цементного молока на бетонную поверхность наносят затирочную смесь (топпинг). Следует отметить, что упрочнение топпингом используется, в основном, для полов, эксплуатируемых в условиях повышенной транспортной или пешеходной нагрузки, например, на складах, автостоянках, рынках, в производственных цехах, коммерческих центрах и т. п. Если применяются затирочные смеси (топпинг), то их рекомендуется равномерно распределить по стяжке с помощью специальной тележки.
 

    Тележка для топпинга должна иметь:

  • специальный контейнер, в который загружается смесь;
  • шнеки для измельчения застоявшейся смеси;
  • дозирующие заслонки, контролирующие равномерность распределения топпинга;
  • колеса достаточной ширины, чтобы на свежеуложенном бетоне не оставалась глубокая колея.

  

     Сначала вносят примерно две трети от общего количества топпинга. После его нанесения следует выждать некоторое время. Смесь должна за это время пропитаться влагой. Сигналом к началу проведения затирки должно служить изменение цвета затирочной смеси, то есть она должна потемнеть. После первого прохода по бетонной поверхности рассыпают оставшуюся часть топпинга и снова дают ему пропитаться влагой. По завершению этой стадии начинают второй проход грубой затирки.

 

     Расход топпинга должен составлять:

  • для полов с предполагаемой легкой и средней нагрузкой – 3-5 кг/кв. метр;
  • с большой нагрузкой – 5-8 кг/кв. метр.

 

     Внесенную смесь перемешивают с цементным молоком, используя для этого однороторную машину с затирочным диском. При выборе диска следует учитывать форму его кромки. Кромка, скошенная под углом 45 градусов, позволяет выравнивать поверхность очень плавно. Диски с углом кромки 90 градусов используются для обработки участков примыканий к стенам и колоннам. Добившись равномерного и полного смешения топпинга, переходят к обработке бетонной поверхности двухроторной машиной с дисками. Такая машина весит примерно 350-400 кг, поэтому очень качественно уплотняет смесь цементного молока и упрочнителя.
 

     Финишная затирка
 

     Готовность бетонной поверхности к финишной затирке определяют визуально. Сделать это правильно может только специалист с высоким уровнем квалификации. На этом этапе используют затирочные машины с лопастями. Обработку следует выполнить минимум с двумя проходами. При втором проходе машина должна двигаться перпендикулярно к направлению движения при первом проходе.

 

     Кроме того, края лопастей при первом проходе должны отстоять от уровня пола на 5-10 мм, а при втором – 20-25 мм. При использовании затирочных лопастей увеличивается удельное давление на бетонную поверхность. Это позволяет качественно уплотнить затирочную смесь, а благодаря наличию изменяемого угла у затирочных лопастей, обрабатываемую поверхность можно довести практически до зеркального состояния.

 

     Кроме зеркального блеска, бетонная поверхность приобретает еще прочность такого уровня, что на ней не остаются следы от человеческих ног. Следует отметить, что выполнить высококачественную финишную обработку с помощью ручного инструмента невозможно, поэтому обязательным является применение затирочного оборудования. Качественно затертый бетон представляет собой гладкую, ровную и блестящую поверхность.